|
История и современность серебряных цепочекТрадиция украшать себя началась задолго до возникновения даже самого простейшего способа обработки материала. Существует мнение, что первые украшения появились даже раньше, чем одежда. Учёные предполагают, что самые ранние изделия, используемые в качестве украшений, появились в период Палеолита. Об этом свидетельствуют находки археологов: морские раковины с отверстием, которые использовались в виде подвесок. Причем первыми себя стали украшать мужчины. Украшения первобытных людей носили скорее информативный характер и использовались для передачи информации другим членам общества. Также могли выступать в качестве статусного отличия внутри племени. С развитием религии украшениям отводилась роль защитника от злых сил, они выступали в качестве оберегов и амулетов. Эстетическая же красота изделий проявилась намного позже и украшения приобрели исключительно декоративное предназначение. Установить начало производства цепей из драгоценных металлов так же сложно, как и найти начало или конец самой цепочки. Однако цепями начали пользоваться сразу, как научились ковать и паять металл. Производство серебряных и золотых цепочек было полностью ручным трудом, никакие станки или машины при этом не использовались. Металл подвергался плавке, затем протягивался в проволоку, из которой впоследствии скручивались кольца разной формы.Формы цепей, в том числе и ювелирных, были крайне простыми – овал и кольцо Затем звенья спаивались, прокатывались, а потом подвергались ручной полировке. Готовые ювелирные изделия даже теперь можно назвать произведениям высочайшего класса.Более сложные цепи из серебра и других драгоценных металлов и ювелирных сплавов стали только с появлением машинного производства, когда звенья стали причудливо изгибаться и извиваться.
Цепи из драгоценных металлов содержали в государственных сокровищницах, их носили как украшения для рук или шеи, причем в равной мере как мужчины, так и женщины.Первые подобия украшений отмечены в Древнем Египте около 3-5 тысяч лет назад. Древние египтяне очень любили украшать себя и никогда не выходили из дома, не надев все, что положено по статусу. В древних пирамидах археологи находили несметные сокровища, среди которых было множество великолепных ювелирных изделий из серебра. В то время его называли «белым золотом» за его красоту и качества. Особая ценность серебра в те далекие времена обуславливалась тем, что добывать его было гораздо труднее, чем золото. Если солнце у древних ассоциировалось с золотом, то серебро было символом луны и считалось священным в древних Ассирии и Вавилоне. Знатные женщины древнего мира предпочитали серебряные украшения золотым. В Римской империи золотые украшения носила высшая знать, горожане украшали себя серебром, а рабам полагались украшения из простого металла.У греков и римлян были распространены ювелирные украшения в виде насекомых, сплетенные из серебряной проволоки. Но самыми искусными древними ювелирами признаны этруски — народность, населявшая север Италии.
В Древней Руси украшения были в основном привозные. Стоили они дорого, так что позволить приобрести себе украшения могли только люди очень богатые. Носили в основном ожерелья, называвшиеся монистами. Ожерелья делали из составленных в сложные узоры и оправленных в серебро или золото эмалей. Каждый узор был произведением искусства и являлся украшением сам по себе.
Красота золота, серебра и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие ювелирного дела и декоративных искусств. Появляются мастерские для изготовления украшений. Около 4000 лет назад изготовление украшений было популярным ремеслом не только у Египтян, но и в городах Шумеров. На смену средним векам приходит эпоха Возрождения. Украшения того времени несли отпечаток богатства, главенствования, являясь определенным знаком, указывающим на положение их носителя в обществе. На смену им пришли украшения в стиле барокко, создаваемые с конца XVI и вплоть до середины XVIII века в той же самой Европе. Барокко родилось в конце XVI столетия в Италии, но вскоре охватило Францию и большинство стран Европы. Драгоценности этой эпохи отличались особой декоративностью и помпезностью. Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение в ювелирном искусстве. Появляется качественно новый критерий красоты украшения: его соответствие личности носителя, удобство и комфорт владельца. Благодаря моде на глубокое декольте особой популярностью пользовались колье. XVII-XVIII века стали периодом возникновения первых школ ювелирного искусства. Наиболее известны европейские школы и Петербургская школа Фаберже. Обычно такие школы основывались в крупных городах, столицах ювелирного дела. Украшения из серебра и золота становятся более изысканными и элегантными. На смену разномастным драгоценностям приходят комплекты украшений, сделанные в едином стиле, так называемые парюры. В XVII веке во Франции цепочки из серебра и кулоны были не столь распространены, но уже постепенно входили в моду. Приобретение серебряных украшений всегда было хорошим капиталовложением. К сожалению, самые уникальные работы мастеров того времени дошли до нас лишь в отдельных экземплярах. Причиной является то, что такие изделия выполнялись из материала высочайшего качества и нередко перепродавались, а впоследствии и переплавлялись. Некоторые изделия после перехода дома к новому хозяину просто использовались для чеканки монет. В результате индустриальной революции, в XIX веке, появилось широкое сословие среднего класса. В ювелирном бизнесе это привело к массовому производству недорогих украшений. Нововведения в ювелирном деле отмечаются и после Второй мировой войны. Применение новых материалов, техник окрашивания, получение искусственных жемчужин и бриллиантов привело к появлению многочисленных дизайнерских направлений. Современное производство цепочек использует станочные методы, что делает их разнообразие более совершенным и замысловатым и дает возможность изготовления легковесных изделий, но не имеет такой высокой ценности, как ручная работа.На рубеже XX-XXI вв. в ювелирной промышленности широко используются компьютерные технологии, позволяющие создавать неповторимые модели. При этом появляется множество стилей исполнения — авангард и хай-тек, классика и пост-модерн, машинная штамповка или ручная работа. Одно из самых простых, но в тоже время очень привлекательных украшений для женщин – серебряная цепочка. Не так давно (полвека назад) цепочки считались лишь дополнением к подвеске, медальону или другому украшению, дарить и носить одну цепочку было не принято. В XVIII, XIX веках – время от времени появлялась мода на серебряные цепочки, которые носили и мужчины, и женщины на шее, ногах и руках (как браслеты), на животе. В средние века видов плетений встречалось не так уж много, главное различие было в длине. Цепочки, как и любые другие изделия из драгоценных металлов еще имели и ценность чисто практическую – это вложение средств. Так что цепочки выбирали, прежде всего, по весу. Со второй половины XX века серебряные цепочки стали востребованы как самостоятельные изделия. И в современных цепочках ценятся отнюдь не большой вес, а сложный узор или простая сдержанность, модная яркость или элегантная скромность. Сейчас ювелиры изготавливают сотни разновидностей цепочек. Одни из них имеют причудливо сплетенные звенья, а другие – нарочито простые и брутальные. Звенья цепочек могут иметь фантазийные формы – стилизованные цветки, бусины, фигурки животных. Как приемы декорирования к серебряным цепочкам применяются позолота, чернь, горячая эмаль.
|